Информация

Информация о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Коми в 2009 году и о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году

Информация

о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства

в Республике Коми в 2009 году и о мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году

По итогам 2009 года в сфере малого и среднего предпринимательства наблюдается спад деловой активности. Не смотря на общий рост числа хозяйствующих субъектов, отнесенных к категории малых и средних предприятий, показатели мониторинга основных показателей деятельности организаций малого и среднего предпринимательства фиксируют спад производства, снижение численности работников, уменьшение уровня инвестирования в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

По состоянию на 01 января 2009 года из общего числа юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории республики -  70% - это малые и средние предприятия, что на 10% больше показателя на начало 2009 года.

Число средних и малых предприятий по итогам года снизилось на 6% и 26% соответственно и составило 106 средних предприятий и 1482 малых предприятия. Снижение числа средних и малых предприятий компенсировалось ростом числа микропредприятий на 35%, к концу 2009 года в республике насчитывалось 12798 микропредприятий.

На 3% увеличилось число индивидуальных предпринимателей, их численность составила 23682 предпринимателя.

Доля занятых на предприятиях в среднего и малого бизнеса, за исключением микропредприятий, в общей численности занятых  среднесписочного состава работников организаций Республики Коми снизилась с 15% до 13%. Среднесписочная численность работников малых и средних организаций за 2009 год составила 48,9 тыс. человек, что на 18% ниже показателя за 2008 год.

Доля оборота средних и малых предприятий  в общем обороте республики к концу 2009 года снизилась на 2,3%. Оборот средних и малых предприятий составил 62,5 млрд.рублей (12,3% от общего оборота по республике).

Средний объем инвестиций в основной капитал на одно малое предприятие по итогам 2009 года составил 0,63 млн. рублей (для сравнения в 2008 году данный показатель составлял 1,25 млн. рублей).

По итогам 2009 года возросло присутствие субъектов малого предпринимательства в сфере торговли и оказания услуг. Доля субъектов малого предпринимательства в обороте розничной торговли республики возросла с 77% до 80,8%, а в сфере платных услуг  с 28,4% до 35,9%.

На 10,5% вырос объем грузоперевозок, выполняемых малыми предприятиями.

Основные итоги развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми за 2009 год в разрезе муниципальных образований республики представлены в приложении №1.

Как удовлетворительные можно оценить итоги деятельности субъектов малого предпринимательства производящих следующие виды продукции: мясо, масло, мебель. Объем производства данных видов продукции превышает показатели за аналогичный период прошлого года.

Существенное снижение объема производства в 2009 году наблюдается в заготовке и вывозке древесины, производством круглых лесоматериалов, деловой древесины. Объемы производства данных видов продукции составили в 2009 году 74-81% к уровню 2008 года.

Производство некоторых видов мучной продукции (хлеб, макароны, кондитерские изделия) и продукции животноводства (молоко, сыры, колбасы, мясные полуфабрикаты) снизилось в целом на 30%, а  по отдельным продуктам – колбасы на 70%.

В сложной ситуации в 2009 году оказались субъекты малого предпринимательства, занимающиеся производством строительных материалов.  Производство стеновых материалов составило менее 30% к уровню 2008 года, на 43% и 34% соответственно снизились показатели производства окон и дверных блоков Данная тенденция обусловлена общим сокращением объемов строительства производственных и жилых объектов.

В целом на субъекты малого и среднего предпринимательства, как и на крупные предприятия, негативное влияние оказывает ухудшение ситуации с обеспеченностью оборотными средствами, сокращением рынков сбыта, высокие транспортные и коммунальные расходы и снижение спроса на продукцию.

В целях развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Приказом Министерства экономического развития РК от 23.12.2008 г. № 417 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республики Коми в 2009 году» (далее – Программа).

Освоение Программы за 2009 год составило 29 388,9 тыс. рублей (99,5%).

В 2009 году привлечены средства федерального бюджета на оказание поддержки малому и среднему бизнесу Республики Коми в сумме 15,5 млн. рублей, что на  172% больше, чем в 2008 году. Освоение средств федерального бюджета составило 13,7 млн. рублей  (88,2%), в т.ч. по направлениям:

- финансовая, инвестиционная и материально-техническая поддержка субъектов малого предпринимательства – 13,2 млн. руб.;

- кадровая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 0,5 млн. руб.

В 2009 году проведено 8 заседаний Комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и конкурсному отбору инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и 2 заседания Комиссии по рассмотрению хозяйствующих субъектов и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на которых рассмотрено в общей сложности более 200 заявок субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации  Программы и средств субсидии из федерального бюджета в  2009 году  заключено:

договоров субсидирования с субъектами малого предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на оказание финансовой поддержки по различным направлениям  – 161;

государственных контрактов и договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг – 63.

Доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном и муниципальном заказе в 2009 году в целом по республике  составила 10%,   стоимость заключенных контрактов и сделок с субъектами малого и среднего предпринимательства с государственными и муниципальными заказчиками составила 1670 млн. рублей.

Таблица №1

Уровень спроса на мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Показатель

Ед.

измерения

2007 год

2008 год

2009 год

2008г. к 2007г. (%)

2009г. к 2008г. (%)

Количество заявок, поданных субъектами малого предпринимательства на получение финансовой поддержки

ед.

80

97

219

121,2

225,8

Количество субъектов малого предпринимательства, получивших финансовую поддержку

ед.

62

79

156

127,4

197,5

Объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого предпринимательства, всего, в том числе:

млн.руб.

13,8

15,3

28,4

110,9

185,6

за счет средств республиканского бюджета

млн.руб.

13,8

14,8

15,2

108,0

102,7

за счет средств федерального бюджета

млн.руб.

-

0,5

13,2

-

в 26 раз

Количество обученных специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и граждан желающих открыть свое дело

чел.

373

793

385

212,6

48,5

Объем средств, направленных на обучение специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и граждан желающих открыть свое дело, всего, в том числе:

млн.руб.

1,5

3,2

1,7

213,3

53,1

за счет средств республиканского бюджета

млн.руб.

1,5

1,8

0,9

120,0

50,0

за счет средств федерального бюджета

млн.руб.

-

1,4

0,8

-

57,1

Количество обращений предпринимателей и граждан, желающих открыть свое дело, в консультационную приемную для предпринимателей

ед.

152

296

285

194,7

96,3

Количество обращений в информационно-маркетинговые центры предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности (приложение №5)

ед.

20760

19324

28359

93,1

146,8

Количество просмотров материалов сайта www.mbrk.ru

ед.

5661

48015

64341

в 8,4 раза

134

Кроме того, в  2009 году в рамках Программы была оказана поддержка 5 организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на общую сумму 5,7 млн. рублей.

Анализ субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки в 2009 году по видам деятельности, категориям субъектов малого и среднего предпринимательства

Таблица №2

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства

Показатель

категории

микропредприятия

малые предприятия

Количество субъектов малого предпринимательства, получивших финансовую поддержку, всего, в том числе по видам деятельности (ед.)

97

59

производство

13

20

торговля

50

17

общественное питание

5

2

бытовые услуги населению

7

10

строительство

3

2

сельское хозяйство

6

1

транспортные услуги

6

2

иное (полиграфические услуги, медицинские услуги, рыбоводство и рыболовство, сдача внаем собственного недвижимого имущества, деятельность туристических агентств, деятельность информационных агентств, услуги по удалению и обработке твердых бытовых отходов и др.)

7

5

Таблица №3

Информация об оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты с привлечением кредитов

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год*

2009 год*

Итого

Число субъектов малого предпринимательства, получивших субсидию на возмещение процентных ставок по кредитам

29

34

26

38

127

Число инвестиционных проектов, для реализации которых оказана финансовая поддержка

30

35

27

41

133

Суммарный объем субсидии
(тыс. руб.)

9297,8

8126,0

6077,8

14 795,7

38297,3

* введено ограничение по предельному размеру выплачиваемой субсидии

В 2009 году сумма заявленных в Минэкономразвития Республики Коми инвестиционных проектов составила 643 млн. рублей, из них 405 млн. рублей составляли заемные кредитные ресурсы.

Таблица №4

Информация

об объемах кредитов, привлеченных в кредитных организациях  субъектами малого предпринимательства для реализации инвестиционных кредитов

Наименование банка

Доля объемов кредитов, привлеченных в кредитных организациях  субъектами малого предпринимательства для реализации инвестиционных кредитов, в совокупной стоимости кредитов, заявленных для субсидирования, %

АКБ Сбербанк РФ (ОАО)

51

АКБ «Московский банк реконструкции и развития» (ОАО)

12

АКБ «Северный народный банк» (ОАО)

12

ВТБ 24 (ЗАО)

10

КБ «Роспромбанк» (ООО)

7,4

АКБ «Транскапиталбанк» (ЗАО)

3

ОАО КБ «Севергазбанк»

1,4

КБ «Российский Сельскохозяйственный Банк» (ООО)

1,5

Иные банки

1,7

Таблица №5

Кадровая поддержка малого и среднего предпринимательства

Показатель

целевые группы

молодежь в возрасте до 30 лет

женщины

безработные

Количество обученных специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и граждан желающих открыть свое дело (чел.)

115

272

28

Удельный вес целевой группы в общем числе, прошедших обучение

29,9 %

70,6 %

7,3 %

Согласно отчетным данным, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства – получателями государственной поддержки, реализация Программы позволила сохранить свыше 2,2 тыс. рабочих мест и создать дополнительно более 250 рабочих мест, из них 20 рабочих мест – для безработных граждан.

Таблица №6

Поступление платежей в консолидированный бюджет Республики Коми по налогам на совокупный доход

Тыс.руб.

Наименование

2007 год

2008 год

2008 год

к 2007

году

2009 год

2009 год

к 2008

году

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

610 009

771 789

126,5%

693 166

89,8%

в том числе доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения

32

17

53,1%

813

более чем в 47 раз

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

508 374

521 315

102,5%

522894

100,3%

Единый сельскохозяйственный налог

4219

12 893

305,6%

17178

133,2%

Всего

1 122 602

1 305 997

106,5%

1233238

94,4%

В период экономического спада положение малых и средних предпринимателей усложняется в большей степени, чем крупных предпринимателей. В 2008 году налоговое законодательство было пересмотрено и переработано в пользу снижения налогового бремени малого бизнеса в рамках специальных налоговых режимов. Введенные с 1 января 2009 года изменения в гл. 26.1 - 26.3 Налогового Кодекса Российской Федерации позволили усилить стимулирующее и социальное значение специальных налоговых режимов, но при этом значительно снизили их фискальную составляющую.

За 2009 год наметился резкий спад налоговых поступлений от предпринимателей, работающих в условиях специальных налоговых режимов, получено только 94,4% средств по сравнению с 2008 годом и представляется, что тенденция продолжится.

Можно выявить две главные причины такого положения:

- спад производства, приведший к падению налоговых баз и закрытию предприятий, уход предпринимателей в теневую экономику;

- резкое облегчение налогового законодательства, в том числе и касающегося налогового администрирования.

В рамках упрощенной системы налогообложения в Республике Коми действует система налогообложения на основе патента, которая до 2009 года не получила широкого распространения. Однако с 2009 года были внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации. Теперь преимуществами патента могут пользоваться предприниматели, которые используют наемный труд (всего не более 5 человек). Виды предпринимательской деятельности, по которой может использоваться патентная форма уплаты налога с 2009 года, тоже расширены, поэтому те предприниматели, для которых в современных условиях сложно платить налоги по обычному механизму упрощенной системы налогообложения, перешли на патент.

Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в статью 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривающие, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми по состоянию на 1 января 2010 года в налоговых органах республики стоит на учете 23157 единиц контрольно-кассовой техники. За 2009 год организациями и индивидуальными предпринимателями зарегистрировано 3545 единиц контрольно-кассовой техники и 6155 единиц снято с учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 21.04.2009 N 334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям» установлены два механизма льготного подключения к электрическим сетям для субъектов малого и среднего предпринимательства:

- мощностью до 15 кВТ по фиксированной цене 550 рублей;

- мощностью свыше 15 кВт до 100 кВт включительно по беспроцентной рассрочке платежа в размере 95% платы на период до 3 лет с даты подписания акта об осуществления технологического присоединения.

По данным филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» в 2009 году поступило 2167 заявок на технологическое присоединение мощностью, не превышающей 15 кВт. Беспроцентная рассрочка платежа в размере 95% на период до 3 лет была предоставлена 12 заявителям.

Малые проекты в сфере предпринимательства

Опросы предпринимателей

© 2004-2012, Министерство экономического развития Республики Коми.
167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д.108.
Телефон для справок: (8212) 24-98-85
Факс: (8212) 24-98-85
Адрес электронной почты (e-mail): [email protected]


Разработка сайта — web- студия «Цифровой век»